Реклама Heineken может стать причиной отмены трансляции матчей Лиги чемпионов

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вчера признала незаконной рекламу компании Heineken, размещенную на стадионе "Лужники" во время матча между "Спартаком" и лиссабонским "Спортингом". В ФАС утверждают, что ограничения на рекламу пива распространяются на все матчи лиги, проходящие в России. В Российском футбольном союзе (РФС) не понимают, как теперь проводить в Москве в 2008 году финал лиги, титульным спонсором которой является Heineken.

Матч Лиги чемпионов, о котором идет речь, состоялся 27 сентября прошлого года в "Лужниках". Начальник управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС Сергей Пузыревский объясняет, что ведомству нужно было время на разбор ситуации: "Необходимо было проанализировать взаимоотношения лиги и ее спонсоров, чтобы понять, кому выставлять претензии. Но в установленные законом сроки -- год с момента совершения правонарушения -- мы уложились".

В результате предписание о прекращении нарушения служба вынесла ОАО "Олимпийский комплекс 'Лужники'", ОАО "Футбольный клуб 'Спартак-Москва'" и швейцарской компании Television Event and Media Marketing AG (T.E.A.M), продающей спонсорство в матчах лиги. В сообщении ФАС говорится, что "товарный знак Heineken применяется для индивидуализации пива Heineken". В своем решении ФАС ссылается на 2-ю статью закона "О рекламе", который вступил в силу 1 июля 2006 года: специальные требования и ограничения распространяются и на рекламу средств индивидуализации ограниченных к рекламированию товаров, их изготовителей или продавцов. Кроме того, в 22-й статье этого же закона говорится, что реклама пива и напитков на его основе не должна размещаться в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях, а также ближе ста метров от них.

ФАС вынесла подобное решение впервые. "Это первый случай, когда мы вынесли такое предписание для международного матча, прошедшего на территории России: Heineken -- титульный спонсор лиги, но при проведении матчей на российской территории он должен соблюдать требования закона,-- говорит господин Пузыревский.-- Рекламу Heineken при проведении в России следующих матчей лиги мы будем рассматривать как невыполнение предписания". По его словам, в этом случае нарушителям грозят штрафы в размере 2-5 тыс. МРОТ.

В ФК "Спартак" с решением ФАС не согласились. "Это была не наша реклама, а реклама Лиги чемпионов,-- заявил Ъ гендиректор клуба Сергей Шавло.-- Поэтому свои претензии ФАС должна предъявлять к лиге". Сотрудница головного офиса компании T.E.A.M marketing Николь Келлер от комментариев отказалась. В штаб-квартире Heineken попросили обратиться в российское представительство компании, однако в петербургском офисе группы Heineken на вопросы Ъ вчера так и не ответили.

Санкции ФАС обойдутся российским футбольным клубам минимум в $1-2 млн. В сезоне-2006/2007 в лиге играют два российских клуба -- "Спартак" и ЦСКА. Исходя из опубликованных на официальном сайте УЕФА данных о платежах участникам Лиги чемпионов, любой клуб гарантированно получает в год не менее v4,4 млн. "В 2006 году наша команда получила от лиги около v4,4 млн, включая премиальный фонд по спонсорским контрактам",-- подтверждает эти подсчеты Сергей Шавло. В этом году размер платежей, по его словам, не изменится. "Если ФАС начнет штрафовать за рекламу пива, Heineken может отказаться от спонсорских платежей по матчам в России. Тогда мы потеряем около v1 млн в год",-- подсчитывает он.

От санкций ФАС также могут пострадать российские участники Кубка УЕФА, титульный спонсор которого пивоваренная компания Carlsberg. "Такая же ситуация может быть и по кубку, где будут играть две наши команды ('Локомотив' и команда-победитель или финалист Кубка России.-- Ъ)",-- отмечает президент РФС Виталий Мутко. По словам гендиректора компании "Телеспорт маркетинг" Антона Леонтьева, потери от запрета клубов, играющих в кубке, "будут на порядок меньше, чем у участников лиги".

Однако финансовые потери клубов специалисты в данном случае называют несущественными. "Действия ФАС могут сказаться на отношениях России с УЕФА и спонсорскими структурами, которые продают рекламу в лиге,-- считает Антон Леонтьев.-- Это реальная угроза: при определении места проведения того или иного чемпионата Европы или мира федерации начнут учитывать запрет на рекламу пива в России". С ним соглашается и Виталий Мутко: "Мы пригласили в Москву в мае 2008 года финал Лиги чемпионов, все документы уже подписаны. Не отказываться же теперь от чемпионата, раз там генеральный спонсор -- Heineken. Лига -- это чисто коммерческий турнир, где никто не заинтересован в том, чтобы, подписывая контракт, оговаривать спецусловия для России".



Обновление страницы 21.11.2017 03:50