"Газпром нефть" может нарастить присутствие на рынке АЗС московского региона

Сбытовая «дочка» «Газпром неф­ти» — «Сибнефть-АЗС Сервис» — подготовила проект среднесрочной инвестпрограммы до 2010 года. В Москве и области, где компания занимает долю рынка в пределах 10%, рассматривается возможность приобретения действующих сетей АЗС, а также строительство новых станций. Аналитики прогнозируют пересмотр этих планов в сторону увеличения в случае получения «Газпром нефтью» контроля над Московским НПЗ.

«Сибнефть» (прежнее название «Газпром нефти») вышла на москов­ский розничный рынок нефтепродуктов в декабре 2002 года через специально созданную для этого «дочку» ООО «Сибнефть-АЗС Сервис». К концу 2005 года, когда «Газпром» приобрел 72,6% акций «Сибнефти», предприятие уже было оператором 54 АЗС в столичном регионе, и еще 33 автозаправочные станции функционировали под вывеской «Сибнефти» по договору франчайзинга. Сейчас компания располагает 69 заправочными станциями.

Общий объем реализации нефте­продуктов «Сибнефть-АЗС Сервиса» в 2006 году составил порядка 620 тыс. т, что практически находится на уровне 2005 года. Розничные продажи топлива увеличились почти в 1,5 раза, до 212 тыс. т. Этот рост объясняется тем, что в 2006 году компания приняла в эксплуатацию от «РК-Газсетьсервис» 15 многотопливных автозаправочных ком­плексов EPetrol, через которые сбываются не только нефтепродукты, но и сжиженный углеводородный газ.

В текущем году компания рассчитывает увеличить объемы розничных продаж нефтепродуктов более чем на 20%. В подготовленном компанией проекте среднесрочной инвестпро­граммы до 2010 года предполагается расширение географии присутствия на топливном рынке столичного и близлежащих регионов. «У нас есть ряд предложений о приобретении действующих сетей АЗС в Москве и области, рассматриваем мы и возможность строительства новых станций, — сообщил гендиректор «Сибнефть-АЗС Сервиса» Сергей Каштанов корпоративному журналу «Газпром». — Кроме того, планируем выйти на сопредельные территории: в частности, мы уже провели анализ 44 участков в Тверской, Псковской и Новгородской областях».

При этом компания намерена полностью отказаться от сотрудничества с джобберами. «Франчайзинг был актуален на российском топливном рынке в 2001—2004 годах, — отмечает г-н Каштанов. — Сейчас отечественные нефтяные компании прекращают работать в этом формате. Дело в том, что контролировать качество наших нефтепродуктов на чужих АЗС, перекрашенных в корпоративные цвета «Сибнефти», практически невозможно.

Рынок АЗС Москвы и Московской области находится на таком этапе, когда его дальнейшее развитие возможно фактически только в качественном плане, отмечает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Екатерина Кравченко. При этом, напоминает она, имеет место острая конкуренция крупных игроков за уже имеющиеся заправочные станции на территории Москвы. По данным ФАС, в Москве и Москов­ской области работают свыше 720 коммерческих и порядка 130 ведом­ственных АЗС. Коммерческими АЗС владеют около 130 фирм, и только примерно 19 из них принадлежат московские автозаправки.

Пока планы «Газпром нефти» в столичном регионе достаточно скромные, считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Однако, напоминает он, нельзя забывать о том, что компания стремится получить контроль над Московским НПЗ. «Если это произойдет, то планы наверняка будут пересмотрены в сторону значительного увеличения», — подчеркнул он.



Страница от 05.05.2024 08:48